Сертификат происхождения СТ-2

Между Россией и Югославией имеется договоренность о ввозе в нашу страну товаров сербского происхождения. Цель соглашения – свободное развитие торгово-экономических связей между странами.

Определиться с происхождением товаров при этом помогают специальные правила и получение сертификатов. Нормативными документами определены положения по выдаче сертификата СТ-2. Согласно протоколу между Сербской Республикой и Россией по установлению государства-производителя, СТ-2 представляет собой свидетельство, указывающее страну, где изготовлена продукция.

Режим преференций между государствами предусматривает предъявление в таможенном ведомстве России сертификата СТ-2. Предъявление таможенным службам этого документа дает право на режим свободной торговли сербской продукцией.

Сертификат СТ-2 содержит следующие сведения:

  • Отправитель груза либо экспортер. При этом ими могут быть две разные организации. В этом случае отправитель выстраивает все действия по поручению второго. Сведения о них, название и адрес нахождения, указываются также в иных бумагах, сопровождающих продукцию.
  • Указываются маршрут и тип перевозчика в том случае, если это известно держателю сертификата.
  • Характеристика транспортируемой продукции. Продукция описывается таким образом, чтобы сотрудники таможни могли опознать товар по характеристике. Если в сертификате имеет перечисление нескольких категорий продукции, то их описание размещается как приложение к основному документу. Если виды продукции имеют единое происхождение, то разрешается использовать документы, сопровождающие партию, и в которых отражается количество содержимого груза.

Этот документ предъявляется одновременно с сертификатом. При этом ведомство, выдавшее сертификат, должно удостоверить информацию о происхождении продукции в документе, сопровождающем товар. Кроме того, в сертификат вносятся данные об этом документе (наименование, номер, дата, количество листов).

Нюансы оформления СТ-2 физлицом

При перевозке груза частным лицом, независимо от того, ввозится продукция или вывозится, сертификат оформляется с соблюдением следующих требований:

  • В первой графе нужно указать ФИО отправителя с его адресом;
  • Во второй – указать ФИО получателя груза с его адресом. Кроме того, вносится запись «Для свободного оборота»;
  • Допустима вероятность того, что и отправителем, и получателем груза является одно лицо;
  • В документе есть пункты, которые могут не заполняться в случае, если нет по ним сведений;
  • В 13 пункте ставится подпись отправителя с его ФИО и указывается дата удостоверения страны происхождения продукции.

При обращении соискателя в сертифицирующее ведомство необходимо знать о существовании определенных ограничений к применению СТ-2.

  • Действие формы ограничено временным промежутком: документ выдается на годовалый срок со дня регистрации сертифицирующим ведомством.
  • Заполнение документа может быть и англоязычным, и русскоязычным.
  • СТ-2 действителен только на одну партию продукции.
  • Объем поставляемой продукции не должен быть больше 5% указанного в документе объема.
  • СТ-2 оформляется на типографском бланке, имеющем несколько степеней защиты.
  • Документ не должен содержать поддельные подписи, исправления, подправки.
  • СТ-2 принимается сторонами только в печатном виде.

Когда не требуется сертификат СТ-2

Режим свободного товарооборота между странами возможен без использования сертификата рассматриваемой формы. Согласно существующих норм и правил, подтверждать сертификатом происхождение продукции, перевозимой маленькими партиями, нет необходимости. При этом груз не может стоить больше 5 тысяч американских долларов. Однако отправителю необходимо предъявить декларацию, свидетельствующую о происхождении продукции. Декларация должна быть оформлена в соответствии с условиями существующих правил в документах, сопровождающих товар.

Что нужно для получения сертификата СТ-2?

  1. Продукция сербского происхождения не должна состоять в списке изымаемых из режима свободной торговли. В нашей стране при вывозе сербской продукции не должны накладываться таможенные сборы. Кроме того, на сербский товар не требуются лицензия и одновременно квотирование, согласно российскому законодательству, регламентирующему внешнеторговую деятельность.
  2. Необходимо подвергнуть проверке, насколько выдерживаются требования по установке страны происхождения продукции, имеющиеся в двусторонних соглашениях.
  3. В компетентном сербском ведомстве необходимо получить сертификат СТ-2, убедиться в правильности его заполнения согласно условий оформления.
  4. Указать тарифные условия в декларации на товары (ДТ). Для оплаты сборов в 36 пункте ДТ необходимо отметить код из двух букв. Товары сербского происхождения отмечаются двумя буквами Л.
  5. Вместе с декларацией на товары в таможенное ведомство предоставляется сертификат формы СТ-2. В декларации также указываются данные из рассматриваемого сертификата в 44-м пункте, используемый при этом код – «06017». Под ним вносятся следующие данные сертификата: его учетный номер и дата выдачи документа. В СТ-2 они имеются в 4 и 12 пунктах, соответственно.

Однако даже при наличии сертификата СТ-2 таможенные службы могут отказать предоставить режим свободной торговли.

Таможенное ведомство при этом руководствуется положениями кодекса Таможенного союза, а также соглашениями между двумя странами. Отказ может быть по следующим причинам:

  • При оформлении СТ-2 были допущены ошибки и не соблюдались условия по заполнению, установленные правилами.
  • При несоблюдении требований, предъявляемых к сербской продукции.
  • При нарушении правил административного сотрудничества.

Чтобы сербская продукция получила режим свободной торговли, должны выполняться требования по установке его происхождения. Исходя из этого, страной-производителем будет считаться страна, в пределах которой продукция либо производилась, либо подвергалась значительной переработке. Существует перечень продукции, которая относится к категории, произведенной в пределах Сербии:

  • природные ресурсы;
  • растительная продукция, которую вырастили и собрали в пределах страны;
  • животные;
  • мясные продукты;
  • рыбная продукция;
  • морепродукты;
  • морепродукты, переработанные на водном транспорте указанного государства;
  • морская продукция из добытого сырья за пределами Сербии, если страна правомочна добывать на чужой территории;
  • переработанное вторсырье;
  • высокотехнологичные товары, произведенные на космических аппаратах, являющихся собственностью государства;
  • продукция, произведенная в Сербии из перечисленного в предыдущих пунктах.

Также существует методика по отбору продукции, которая прошла значительную обработку в пределах Сербии.

  1. Степень обработки вычисляется исходя из стоимости применяемых в ходе операции материалов, изготовленных в других странах, либо исходя из стоимости сырья, происхождение которого не известно. При этом цена не может быть выше половины стоимости вывозимой продукции.
  2. Если при переработке используются материалы иного государства, то его стоимость вычисляется исходя из таможенной стоимости, которая установлена страной, где перерабатывается сырье.

При этом к существенной переработке продукции не относятся:

  1. условия, обеспечивающие целостность в ходе перевозки;
  2. процедура приготовления продукции к реализации;
  3. мойка, очищение и нанесение защитного слоя;
  4. нити, ткани, подвергшиеся глажению и прессовке;
  5. окрашивание и полировка поверхностей;
  6. отшелушивание, отшлифовка зерен;
  7. изготовление кускового сахара с применением пищевых красителей;
  8. очищение, измельчение семян, плодов, бобовых, орехов;
  9. частичный помол и нарезка, не меняющие состав первоначальной продукции;
  10. процеживание, обработка ситом, фильтрация;
  11. процедура разливания, расфасовка по упаковкам, изготовленным из разных материалов;
  12. процедуры сборки либо разборки на составляющие;
  13. разложение товара на компоненты, вследствие чего он не претерпевает существенных изменений;
  14. соединение нескольких компонентов, не вызываемое значительного изменения составляющих полученного продукта;
  15. закол и обработка животных;
  16. сочетание нескольких из этих вышеназванных процедур.

Дополнительные положения для получения режима свободной торговли

Режим свободной торговли предоставляется в случае прямой закупки, когда ввозится или вывозится продукция представителями двух сторон на основе соглашения. Кроме того, если при совершении непосредственного ввоза продукции предъявляется сертификат СТ-2, имеющий полное достоверное заполнение. Прямой поставки может быть также продукция, которую импортирующая страна закупила на выставке в том государстве, которая ее организовала. При этом должны соблюдаться следующие положения:

  1. Продукция поставлена из России или Сербии в третью страну, которая организовала выставку, и находилась под таможенным контролем во время мероприятия.
  2. Продукция, привезенная на выставку, не должна применяться по другим назначениям, кроме выставочных.
  3. Продукция импортируется в таком же неизменном виде, в котором ввозилась для целей выставки в пределы третьей страны, которая организовала выставку. При этом не учитываются перемены, связанные с закономерным износом при соблюдении всех правил перевозки.

Таможенные ведомства стран, работающих по сертификату СТ-2, предоставляют друг другу образцы документа, обмениваются оттисками печатей, сведениями для служебного пользования и информируют своевременно обо всех изменениях предоставляемой информации. Без соблюдения этих положений преференциальный режим между странами невозможен.

Действия в случае отказа в режиме свободной торговли

В этом случае согласно Таможенному кодексу возможно восстановление режима свободной торговли до одного года с той даты, когда была зарегистрирована декларации на товары. В этих целях нужно написать произвольное заявление в таможенную службу, расположенную в том районе, в котором была задекларирована продукция. Необходимо также приложить бумаги, которые могут подтвердить страну происхождения продукции. Рассмотрение комплекта документов займет не более 30 рабочих дней. Сроки могут быть растянуты еще на 15 дней в том случае, если возникнет необходимость запрашивать дополнительные данные. Положительные итоги рассмотрения таможенное ведомство направляет заявителю в 5-дневный срок после того, как было принято решение. 

04.10.2017
140